Тысячелетнюю историю имеет Ереван. Обнаруженные здесь развалины древних памятников культуры по археологическим, геологическим и палеонтологическим данным имеют возраст около миллиона лет. Памятники каменного и раннежелезного веков свидетельствуют о наличии в регионе всех ступеней эволюции. Археологи утверждают, что Армянское нагорье было обитаемо людьми еще тогда, когда Междуречье было дном моря и реки Тигр и Евфратвпадали в Персидский залив. Ни одна страна в мире за свою историю не имела так много столиц, как Армения. Их было двенадцать: Ван, Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт, Вагаршапат, Двин, Багаран, Ширака ван, Карс, Ани -и, наконец, Ереван.
Ереван - двенадцатая столица земли армянской, одиниз древнейших городов мира. Раскопки подтверждают, что нынешняя территория столицы была заселена еще с незапамятных времен..
На сегодняшний день на территории как Армении, так и Еревана, сохранилось более пяти тысяч памятников: древние пещеры, городища, крепости, языческие храмы, средневековые замки, выдолбленные в скалах храмы, христианские церквии соборы, редчайшие фрески, каналы, хачкары (кресткамни).
Люди справедливо называют Ереван «музеем под открытым небом», а великий английский поэт Байрон сказал: «На всем земном шаре нет друrой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян...»
Древнейшими поселениями Еревана являются Шенгавит, Арин-Берд, Kapмиp блур, Цицернакаберд. А пещеры Аванского и Разданского ущелий были обитаемы еще на заре человечества. В Шенгавите во время раскопок было обнаружено множество предметов, относящихся к культуре IV-II тысячелетий до н. э.: бронзовые и каменные орудия, бронзовые и золотые наконечники, золотые и серебряные украшения, а на территории Цицернакаберда - гробницы, остатки циклопицеской стены, керамические и другие драгоценные изделия. В древнейших поселениях столицы обнаружены также плавильни, разные сорта пшеницы, косточки винограда и др.
Однако настоящая история Еревана начинается с основания известной крепости Эребуни.
В истории Еревана решающее значение имели события первого тысячелетия до н. э., когда на юго-востоке Армянского нагорья вступило в период расцвета одно из могущественных армянских государств своего времени - Урарту. В 782 г. до н. э. на одном из холмов территории нынешнего Еревана царь Аргишти построил военно – административный центр Урартского государства, крепость-город Эребуни. Во время раскопок в1950 г. была обнаруженаклинописная запись царя Аргишти, свидетельствующая о рождении города:
«Величием боrа Халди, сын Менуа воздвиr эту крепость великолепную и назвал ее именем Эребуни, вославу страны Биайна и воустрашение ero вpaгов». Аргишти свидетельствует:
«3емля была пустынна, мноro перемен пришлось мне произвести, величием Халди, Арrишти, сын Менуа - царь моrущественный, царь страны Биайна, владелец ropoдa Тушпы».
Эребуни-Ереван находится на неприступном холме, окруженный десятиметровой стеной. Здесь был многочисленный урартский гарнизон, вследствие чего крепость стала одним из важнейших военно-стратегических узлов.
Эребуни-Ереван играл существенную роль и в административно-экономическом аспекте. Находясь в центре благодатных земель, на перепутье дорог, тянущихся подолинам Аракса и Раздана, которые с древнейших времен считались торговыми путями, соединяющими Европу с Азией, крепость приобретала еще более важное значение.
Налоги и военная пошлина, которые взимались с северных стран, собирались здесь и после соответствующей обработки отправлялись В столицу-город Тушпу (Ван).
Ныне вся территория, занимаемая крепостью Эребуни, входит в план города Еревана и составляет примерно 50 гектаров.
Раскопки 1950-1959 гг. уточнили внешний силуэт цитадели, направление защитной стены и точное расположение его от дельныx отрезков, размеры и характер дворца, главного собора, широкого двора и других подсобных помещений. Обнаружены клинописные записи, многочисленные и разнообразные остатки культуры, редчайшие образцы армяно-урартского искусства, которые представляют собой большую ценность для искусства и истории как Армении, так и всего Закавказья, Ближнего Востока.
Археологические исследования показали, что Эребуни являлся крупным административным центром, самой мощной урартской крепостью в Араратской долинe, которая в VII в. до н. э. потеряла свое былое значение. На смену ему приходит крепость-город Тейшебаини, находившийся также на территории Еревана - Кармирблуре.
Еще за 782 года до рождения Христа высеченная награните клинописная запись, которая дошла до возрожденной Армении, огласилавсему миру о рождении города Эребуни-Ереван.
А при Русе II был построен тот канал, который и поныне течет через город Ереван и орошает Араратскую долину. Клинопись свидетельствует: «Канал выкопал из реки Нльдарун (Раздан), виноградники посадил...».
Одним из древнейших мест рождения винограда является Армения - страна камней и гор. С удивлением оглядываешь раскинувшиеся здесь на полях и склонах красно-зеленые сады, горящие виноградные лозы, тысячецветные, отливающие золотом грозди.
Более чем тридцать-сорок веков назад предки армян строили на этой земле крепости, выращивали виногради пшеницу, защищали своедобро от иноземцев, поклонялись идолам, превращая свою любовь и муки в архитектуру, в искусство. Они вкушали рыбу кармрахайт и пили вино, приготовленное из винограда, посаженного рукой Ноя.
И не случайно, что виноград - эта королева фруктов - так близок армянскому народу, который тысячелетиями ухаживал за ним и сделал предметом поклонения, символом своей вечности. Армянский народ выращивал виноград на горах и скалах, добывал из этого винограда вино и творческим вдохновением человеческого гения на этих же горах и скалах высекал солнце и орла, виноград и цветок, строил крепости и замки, храмыи дворцы.
Несмотря на то, что до XV в. Эребуни-Ереван не являлся столицей, он известен как один из стратегическихи культурных центров Армении вообще и, в частности, Араратской долины. После упадка Двина, Ани, Карса, Ереван становится экономической политической и культурной колыбелью земли Айрарат.
Значение Еревана возросло (1437-1467 гг.), когда он стал центром наместничества, охватывающего большую часть Араратской земли. С этих пор Ереван часто упоминается как «столица Араратской земли».
Но, к сожалению, Еревану не суждено было развиваться естественным ходом. Его история, как и история всего армянского народа, знает немало трагических страниц. XIV-XVIII вв. для Еревана - длинная цепь разрушений, гонений, голода и инфекционных заболеваний. В тяжелый и мрачный период турецко-персидского ига Армения была ареной бесконечных войн двух хищных властителей. И первый удар всегда получал центр ханства-Ереван, знаменитая крепость которого длительное время считалась на востоке неприступной.
С начала ХVI в. между Персией и Турцией началась кровопролитная борьба за власть над Арменией. Страна вновь была разграбленаи обескровлена. А в 1554 г. двухсоттысячная турецкая армия захватила и разорила Ереван, Нахичеван, Сюник. Ереванская крепость была построена в 1582 г. в персидско-турецкий период владычества (XVI-XVII вв.) на территории нынешнего винногокомбината «Арарат». Ереван 14 раз переходил из рук в руки и каждый раз разорялся. Наиболее разрушительным для города был захват его Шах-Аббасом I в1604 г. Не менее тяжкие последствия оставило и землетрясекие 1679 года, вследствие чего основательно была разрушена большая часть города: жилые дома, церкви, крепость, мосты через Раздан и Гетар. Много черных туч нависало над Ереваном. Все завоеватели армянской земли: ассирийцы, римляне, византийцы, затем арабы, сельджуки, персы, татары, монголы, турки вели кровопролитные войны, уничтожали крепость и замки, сжигали сады, разоряли школы и церкви, пленяли и уничтожали жителей, грабили имущество. Тысячелетиями надолю армянского народа приходились самые горькиеи тяжкие испытания, нечеловеческие страдания, лишения, но он всегда без жалоб и стенаний шел в ногу с самыми цивилизованными народами мира, строил, благоустраивал свою землю, создавал непреходящие ценности искусства и науки.
Вот что сказал об армянском народе великий английский поэт Джордж Байрон: «Прибыв в Венецию в 1816 rоду, на меня, как, вероятно, и на всех друrих путешественников, произвела большое впечатление община св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе всепреимущества монастырскоro учреждения, не обладая ни одним из ero пороков.
Чистота, комфорт, кротость, непритворное блаroчестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни. Эти люди - духовные лица порабощенной, но благодарной нации, которая подвергалась изгнаниюи гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из нeгo ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве без интриг... Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки – следствие притеснений.
Но какова бы ни была их судьбв, а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем-их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже caмый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности... Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила так же доporo, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве тoro, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода поспе потопа и вылетел rолубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долrое время была моrущественным царством - она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению тoro края, rдe боr создал человека по своему образу и подобию».
Гонения армянского народа продолжались всегда.
Два месяца длилась героическая оборона Еревана в1724 г., однако, когда на помощь турецкому войску прибыла 40-тысячная армия, сопротивление было уже бессмысленным. Враг сравнял с землей город, разграбил и разорил его. И так бесконечно, до 1827 года, когда русские войска вступили на армянскую землю.
После вхождения в 1828 г. Восточной Армении в состав России, в соответствиис Туркменчайским договором, в Ереване начинаются работы по его строительству и благоустройству. Но, несмотря на это, Ереван до начала ХХ века оставался маленьким провинциальным городом, население которого составляло всего 11,9 тысяч жителей.
Первая мировая война, предпринятый турками геноцид, жертвами которого стали около двух миллионов армян, межнациональные распри и экономический крах невыносимо тяжко сказывались как на всей Армении, так и на Ереване. Талантливый архитектор, академик Александр Таманян в1924 г. подготовил генеральный план перестройки Еревана. За несколько лет выросли новые кварталы, площади, широкие проспекты и улицы, родились очаги культуры, грандиозная сеть культурно-просветительных учреждений. Районы города обрели свои административно-экономические и культурные центры.
Ереван - двенадцатая столица земли армянской, одиниз древнейших городов мира. Раскопки подтверждают, что нынешняя территория столицы была заселена еще с незапамятных времен..
На сегодняшний день на территории как Армении, так и Еревана, сохранилось более пяти тысяч памятников: древние пещеры, городища, крепости, языческие храмы, средневековые замки, выдолбленные в скалах храмы, христианские церквии соборы, редчайшие фрески, каналы, хачкары (кресткамни).
Люди справедливо называют Ереван «музеем под открытым небом», а великий английский поэт Байрон сказал: «На всем земном шаре нет друrой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян...»
Древнейшими поселениями Еревана являются Шенгавит, Арин-Берд, Kapмиp блур, Цицернакаберд. А пещеры Аванского и Разданского ущелий были обитаемы еще на заре человечества. В Шенгавите во время раскопок было обнаружено множество предметов, относящихся к культуре IV-II тысячелетий до н. э.: бронзовые и каменные орудия, бронзовые и золотые наконечники, золотые и серебряные украшения, а на территории Цицернакаберда - гробницы, остатки циклопицеской стены, керамические и другие драгоценные изделия. В древнейших поселениях столицы обнаружены также плавильни, разные сорта пшеницы, косточки винограда и др.
Однако настоящая история Еревана начинается с основания известной крепости Эребуни.
В истории Еревана решающее значение имели события первого тысячелетия до н. э., когда на юго-востоке Армянского нагорья вступило в период расцвета одно из могущественных армянских государств своего времени - Урарту. В 782 г. до н. э. на одном из холмов территории нынешнего Еревана царь Аргишти построил военно – административный центр Урартского государства, крепость-город Эребуни. Во время раскопок в1950 г. была обнаруженаклинописная запись царя Аргишти, свидетельствующая о рождении города:
«Величием боrа Халди, сын Менуа воздвиr эту крепость великолепную и назвал ее именем Эребуни, вославу страны Биайна и воустрашение ero вpaгов». Аргишти свидетельствует:
«3емля была пустынна, мноro перемен пришлось мне произвести, величием Халди, Арrишти, сын Менуа - царь моrущественный, царь страны Биайна, владелец ropoдa Тушпы».
Эребуни-Ереван находится на неприступном холме, окруженный десятиметровой стеной. Здесь был многочисленный урартский гарнизон, вследствие чего крепость стала одним из важнейших военно-стратегических узлов.
Эребуни-Ереван играл существенную роль и в административно-экономическом аспекте. Находясь в центре благодатных земель, на перепутье дорог, тянущихся подолинам Аракса и Раздана, которые с древнейших времен считались торговыми путями, соединяющими Европу с Азией, крепость приобретала еще более важное значение.
Налоги и военная пошлина, которые взимались с северных стран, собирались здесь и после соответствующей обработки отправлялись В столицу-город Тушпу (Ван).
Ныне вся территория, занимаемая крепостью Эребуни, входит в план города Еревана и составляет примерно 50 гектаров.
Раскопки 1950-1959 гг. уточнили внешний силуэт цитадели, направление защитной стены и точное расположение его от дельныx отрезков, размеры и характер дворца, главного собора, широкого двора и других подсобных помещений. Обнаружены клинописные записи, многочисленные и разнообразные остатки культуры, редчайшие образцы армяно-урартского искусства, которые представляют собой большую ценность для искусства и истории как Армении, так и всего Закавказья, Ближнего Востока.
Археологические исследования показали, что Эребуни являлся крупным административным центром, самой мощной урартской крепостью в Араратской долинe, которая в VII в. до н. э. потеряла свое былое значение. На смену ему приходит крепость-город Тейшебаини, находившийся также на территории Еревана - Кармирблуре.
Еще за 782 года до рождения Христа высеченная награните клинописная запись, которая дошла до возрожденной Армении, огласилавсему миру о рождении города Эребуни-Ереван.
А при Русе II был построен тот канал, который и поныне течет через город Ереван и орошает Араратскую долину. Клинопись свидетельствует: «Канал выкопал из реки Нльдарун (Раздан), виноградники посадил...».
Одним из древнейших мест рождения винограда является Армения - страна камней и гор. С удивлением оглядываешь раскинувшиеся здесь на полях и склонах красно-зеленые сады, горящие виноградные лозы, тысячецветные, отливающие золотом грозди.
Более чем тридцать-сорок веков назад предки армян строили на этой земле крепости, выращивали виногради пшеницу, защищали своедобро от иноземцев, поклонялись идолам, превращая свою любовь и муки в архитектуру, в искусство. Они вкушали рыбу кармрахайт и пили вино, приготовленное из винограда, посаженного рукой Ноя.
И не случайно, что виноград - эта королева фруктов - так близок армянскому народу, который тысячелетиями ухаживал за ним и сделал предметом поклонения, символом своей вечности. Армянский народ выращивал виноград на горах и скалах, добывал из этого винограда вино и творческим вдохновением человеческого гения на этих же горах и скалах высекал солнце и орла, виноград и цветок, строил крепости и замки, храмыи дворцы.
Несмотря на то, что до XV в. Эребуни-Ереван не являлся столицей, он известен как один из стратегическихи культурных центров Армении вообще и, в частности, Араратской долины. После упадка Двина, Ани, Карса, Ереван становится экономической политической и культурной колыбелью земли Айрарат.
Значение Еревана возросло (1437-1467 гг.), когда он стал центром наместничества, охватывающего большую часть Араратской земли. С этих пор Ереван часто упоминается как «столица Араратской земли».
Но, к сожалению, Еревану не суждено было развиваться естественным ходом. Его история, как и история всего армянского народа, знает немало трагических страниц. XIV-XVIII вв. для Еревана - длинная цепь разрушений, гонений, голода и инфекционных заболеваний. В тяжелый и мрачный период турецко-персидского ига Армения была ареной бесконечных войн двух хищных властителей. И первый удар всегда получал центр ханства-Ереван, знаменитая крепость которого длительное время считалась на востоке неприступной.
С начала ХVI в. между Персией и Турцией началась кровопролитная борьба за власть над Арменией. Страна вновь была разграбленаи обескровлена. А в 1554 г. двухсоттысячная турецкая армия захватила и разорила Ереван, Нахичеван, Сюник. Ереванская крепость была построена в 1582 г. в персидско-турецкий период владычества (XVI-XVII вв.) на территории нынешнего винногокомбината «Арарат». Ереван 14 раз переходил из рук в руки и каждый раз разорялся. Наиболее разрушительным для города был захват его Шах-Аббасом I в1604 г. Не менее тяжкие последствия оставило и землетрясекие 1679 года, вследствие чего основательно была разрушена большая часть города: жилые дома, церкви, крепость, мосты через Раздан и Гетар. Много черных туч нависало над Ереваном. Все завоеватели армянской земли: ассирийцы, римляне, византийцы, затем арабы, сельджуки, персы, татары, монголы, турки вели кровопролитные войны, уничтожали крепость и замки, сжигали сады, разоряли школы и церкви, пленяли и уничтожали жителей, грабили имущество. Тысячелетиями надолю армянского народа приходились самые горькиеи тяжкие испытания, нечеловеческие страдания, лишения, но он всегда без жалоб и стенаний шел в ногу с самыми цивилизованными народами мира, строил, благоустраивал свою землю, создавал непреходящие ценности искусства и науки.
Вот что сказал об армянском народе великий английский поэт Джордж Байрон: «Прибыв в Венецию в 1816 rоду, на меня, как, вероятно, и на всех друrих путешественников, произвела большое впечатление община св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе всепреимущества монастырскоro учреждения, не обладая ни одним из ero пороков.
Чистота, комфорт, кротость, непритворное блаroчестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни. Эти люди - духовные лица порабощенной, но благодарной нации, которая подвергалась изгнаниюи гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из нeгo ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве без интриг... Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки – следствие притеснений.
Но какова бы ни была их судьбв, а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем-их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже caмый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности... Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила так же доporo, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве тoro, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода поспе потопа и вылетел rолубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долrое время была моrущественным царством - она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению тoro края, rдe боr создал человека по своему образу и подобию».
Гонения армянского народа продолжались всегда.
Два месяца длилась героическая оборона Еревана в1724 г., однако, когда на помощь турецкому войску прибыла 40-тысячная армия, сопротивление было уже бессмысленным. Враг сравнял с землей город, разграбил и разорил его. И так бесконечно, до 1827 года, когда русские войска вступили на армянскую землю.
После вхождения в 1828 г. Восточной Армении в состав России, в соответствиис Туркменчайским договором, в Ереване начинаются работы по его строительству и благоустройству. Но, несмотря на это, Ереван до начала ХХ века оставался маленьким провинциальным городом, население которого составляло всего 11,9 тысяч жителей.
Первая мировая война, предпринятый турками геноцид, жертвами которого стали около двух миллионов армян, межнациональные распри и экономический крах невыносимо тяжко сказывались как на всей Армении, так и на Ереване. Талантливый архитектор, академик Александр Таманян в1924 г. подготовил генеральный план перестройки Еревана. За несколько лет выросли новые кварталы, площади, широкие проспекты и улицы, родились очаги культуры, грандиозная сеть культурно-просветительных учреждений. Районы города обрели свои административно-экономические и культурные центры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий